На профессиональную охрану школьников в Тамбове не хватает денег

Из 472 школ региона тревожные кнопки есть только в 224

11.02.2014 11:30
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

До сих пор известия о школьных расстрелах регулярно приходили из США, а в России ничего подобного не случалось. Утром 3 февраля десятиклассник Сергей Гордеев пришёл в московскую школу № 263 с двумя винтовками, принадлежащими его отцу. Охранник не рискнул связываться с вооружённым подростком. Он пропустил парня в здание школы, после чего нажал тревожную кнопку и побежал предупреждать директора.

Гордеев направился в кабинет, где шёл урок, застрелил учителя географии и взял в заложники 24 ученика. Когда в школу прибыл наряд полиции, подросток открыл огонь по нему. Один полицейский был убит, второй получил серьёзное ранение. Арестовать подростка удалось только после того, как на переговоры с ним отправился отец. 

Точная причина стрельбы непонятна. Школьник вырос в очень благополучной семье. По некоторым данным, его дед — генерал ФСБ, а отец — сотрудник засекреченного НИИ, работающего на спецслужбы. Сам Сергей — круглый отличник. Правда, за два дня до стрельбы в школе парень якобы поругался с родителями. Перед Новым годом они отняли у Сергея единственную радость — игровую приставку Хbox 360 — и отказывались её возвращать. По всей видимости, у парня случился нервный срыв.

На следующий день, пока Басманный суд Москвы выбирал меру пресечения для московского школьника, убившего учителя и полицейского (в итоге подростка взяли под арест до 3 апреля), в Выборге его ровесник из пневматического ружья ранил в ногу одноклассника. В школе № 10 подросток на перемене выстрелил в ученика восьмого класса, который находился рядом с ним в коридоре. Пострадавший отделался лёгкой раной ноги. Родители подростка не стали подавать заявление в полицию, но настаивают на том, чтобы нападавший больше не учился с их сыном в одной школе.

После трагедии появились предложения со стороны экспертов и законодателей о том, как предотвратить подобные ЧП. Предлагается заставить родителей платить за дополнительную охрану в школах, ужесточить ответственность родителей. Также предложили сажать на два года за небрежное хранение оружия, повлёкшее гибель людей.

Кто и как охраняет наших детей 

На условиях анонимности мы пообщались с директорами тамбовских школ, которые рассказали, что изначально безопасность учеников оплачивали сами родители, сейчас школам выделяют на это деньги. А вот на дежурство в учебном заведении профессионального охранника денег нет. Даже бюджетный полицейский из вневедомственной охраны обойдётся в круглую сумму — час дежурства стоит примерно 300 рублей, у частников расценки и того больше. Да и в обязанности такого охранника совсем не входит вооружённая охрана школы и людей, находящихся в ней. Он всего лишь следит за тем, кто входит в здание и выходит из него. В случае опасности он нажимает тревожную кнопку, которую и выбрали как наиболее эффективный и экономичный способ охраны.

 В Тамбове используются тревожные кнопки, которые выводятся на пульт охранных служб. Чаще всего охраной школ занимаются сотрудники вневедомственной охраны, но есть и частные охранные предприятия. 

Услуги вневедомственной охраны — кнопка — обходятся школам в сумму около 2 тысяч рублей. Как пояснила руководитель отдела связей с общественностью областного управления вневедомственной охраны УМВД региона Наталья ПУЧКОВА, все охраняемые школы причислены к так называемым «особым объектам», к которым полицейские приезжают не просто быстро, а в усиленном варианте — двумя группами. 

В Тамбовской области в 46 школах стоят тревожные кнопки, на вызов которых приезжают работники ЧОПа, в 178 учреждениях на вызов приедет вневедомственная охрана, а вот в оставшихся 248 школах спасительной кнопки нет, зато там есть сторож, который в случае опасности вызовет полицию.

То есть большинство тамбовских школ могут позволить себе в качестве охранника только бабушку — божий одуванчик с зарплатой примерно в 6 тысяч рублей. 

Сейчас в некоторых школах города вводится в действие система турникетов, пройти через которые ученик сможет со специальной карточкой. Посторонний в школу уже не пройдёт. Как только ребёнок зарегистрируется, на мобильник родителям придёт SMSка с уведомлением о том, что ребёнок пришёл в школу, такое же сообщение поступит, когда ученик выйдет за пределы образовательного учреждения. Но по правилам пожарной безопасности турникеты могут стоять только так, чтобы не загораживать центральный вход. 

Однако в большинстве городских школ пока работают по старинке. Ребёнок заходит в школу, на входе которой дежурит вахтёр, в обязанности которого входит следить за порядком и за людьми, которые приходят в учебное заведение. В случае если визит посетителя оправдан, вахтёр регистрирует его в журнале и пропускает. Там же пишут время ухода гостя.

«Проблема кроется в подходах к образованию и воспитанию»

Но только ли в охране дело? Нельзя ли предотвратить подобные ситуации иными методами, например внимательным отношением к детям? По мнению главы города Алексея КОНДРАТЬЕВА, основная проблема заключается в том, что школа сейчас потеряла свои воспитательные функции. 

— Я думаю, что проблема лежит в другой плоскости, она намного глубже, — уверен Алексей Владимирович. — Задам глупый вопрос: почему ни родители, ни педагоги не замечали, что с мальчишкой происходит что-то неладное? Вывод напрашивается сам собой: проблема кроется в самих подходах к образованию и воспитанию, которые есть в сего­дняшней школе. 

По словам заместителя главы администрации города Тамбова Сергея КУЗНЕЦОВА, в тамбовских школах уделяется внимание работе, связанной с психологической безопасностью детей. 

— В тамбовских школах сейчас работают 27 психологов, — говорит Сергей Владимирович. — Будет решаться вопрос об увеличение их количества в школах. Это потребует финансовых затрат, но главное — улучшить эту работу.

 Между тем специалисты считают, что в школе должно быть по психологу на параллель. Один человек не может работать со всей школой.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Кто отвечает за школьника

По словам юриста Геннадия Трубцова, как только ученик переступает порог школы, вся ответственность за его жизнь, здоровье, психическое и физическое, ложится на администрацию учебного заведения.

Соответственно, за безопасность школьника фактически отвечает директор. Родителю не обязательно выяснять, урок это был или перемена, кто в это время следил за детьми. Все претензии, если ребёнок получил какие-то травмы, необходимо адресовать администрации. Кстати, если имел место несчастный случай с учеником, руководство школы должно составить об этом акт, один экземпляр которого передают родителям. В случае судебных разбирательств этот документ станет доказательством вины школы в суде.

«Нужно обращать внимание на ребёнка»

По мнению психолога — консультанта МБОУ «Центр диагностики и консультирования» Натальи Саюкиной, причин такого агрессивного поведения подростка может быть несколько:

— Причиной может быть плохая адаптация к социуму, когда школьник, например, становится изгоем в классе, у него не устанавливаются социальные контакты со сверстниками. Сейчас в мире упор делается на развитие у детей интеллектуальной сферы, а про важность эмоциональной забывают. Психика ребёнка очень чувствительна к воздействиям с самого грудного возраста, но зачастую матери рано выходят на работу и больше уделяют внимание карьере. Родители часто бывают заняты, работают и видятся с ребёнком только по вечерам, время общения упускается. Выросший подросток оказывается наедине с собой, он не понимает своих эмоций и чувств, вообще себя, ему не с кем поговорить и спросить совета. Родители много внимания уделяют учёбе своего ребёнка, его будущему поступлению в вуз. Но необходимо помнить, для них эти успехи даются непосильным трудом, возникает постоянное напряжение, их психика не выдерживает. Возможно, что у этого мальчика были такие же проблемы, ведь писали, что он был на грани с гениальностью. Родителям нужно просто больше обращать внимание на ребёнка, на его личность в целом, следить за тем, чтобы у него всегда была отдушина в плане общения с другими людьми.

КСТАТИ

Как вести себя, если вы стали заложником

— Прежде всего важно настроиться психологически, — говорит бывший сотрудник спецслужб Игорь Пахомов. — Помните, возможно, не сразу, но вас обязательно спасут. Соблюдайте спокойствие. Не показывайте свой страх. Не оказывайте террористам сопротивления, не пытайтесь с ними говорить, не стремитесь разжалобить их или отговорить от выполнения намеченного ими плана. Нельзя кричать и возмущаться. Выполняйте все их требования и не нарушайте установленные захватчиками правила. Это может вызвать агрессию. Пытайтесь отвлечься. Вспоминайте подзабытые стихи и анекдоты. Запоминайте все события, которые сопровождают захват. Потом это пригодится силовикам. При штурме падайте на пол, закрыв голову, стараясь держаться подальше от окон, дверей и террористов. Пребывание в заложниках вызывает сильнейший стресс, так что после освобождения не отказывайтесь от психологической помощи.

Татьяна ЧЕРНЫШЁВА, Михаил КАРАСЁВ.