Мастер на все звуки

Сергей Плотников сам изготавливает редкие музыкальные инструменты для своего музея забытой музыки

19.09.2015 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

У 52-летнего Сергея Плотникова говорящая фамилия, он и правда искусно управляется с деревом. Cлесарь-инструментальщик, который когда-то не отличал бемоля от диеза, решил посвятить всё своё время изготовлению и игре на древних народных инструментах. И создал любопытнейший Музей забытой музыки.

«Это всё жена Инна, она меня направляла!» — уверяет Сергей Иванович, умаляя свои заслуги. На самом деле он всегда был человеком творческим. Работая слесарем на заводе института «Кузмаш», а потом в воронежской школе-интернате №1, играл в КВН, да так, что сам Александр Масляков, приезжавший в Воронеж на «КиВиН-93», его хвалил. А ещё в ту же пору получил два прозвища — Ежиная Лапа и Великий Князь: занялся организацией детских игровых лагерей славян и индейцев в Центре игровых технологий (ЦИТ), где, кстати, сейчас работает один из троих детей Сергея, сын Кирилл. 

В 90-е Сергей поехал в Москву на заработки. Начал с дворника.

— Работал с 4 утра до 11 вечера, но зато в месяц я получал по 1 000 долларов, тогда это было 7 тысяч рублей, — рассказывает он, — а зарплата в интернате тогда была 300 рублей… 

Потом Сергей переквалифицировался в риэлторы, но в начале 2000-х бросил всё, вернулся домой, снова устроился в интернат и в ЦИТ.

— И тут жена мне говорит: «Вы в лагерях славянские песни IX века поёте под гитару! Неисторично получается!» Подарила книжку с чертежами русских инструментов, чтобы я хоть дудочку сделал, — вспоминает Плотников. 

С грехом пополам выпилив дудку, Сергей Иванович позарился на волынку. Но оказалось, что для хорошей волынки одних чертежей недостаточно, трубки надо друг под друга подстраивать. Помог коллега из интерната балалаечник Константин Харитонов. Вдвоём приятели бились над волынкой год. 

— За это время я заодно узнал про мажор, минор и так далее, — продолжает наш собеседник. — Стал играть в разных ансамблях. Сначала исполняли музыку русскую, ирландскую. И тут опять Инна вмешалась: «Зачем вам ирландцы? Своё играйте!» 

Тем временем Сергей Иванович сделал рылю, или колёсную лиру, — инструмент ещё более сложный, чем волынка. После этих двух «ласточек» дудки да балалайки казались ему дет­ской забавой. Стал учить подопечных из интерната делать инструменты и играть на них. И однажды к ним приехал виолончелист Мсти­слав Ростропович. 

— Мой ученик начал ему играть на волынке, — рассказывает Сергей Плотников. — Мсти­слав Леопольдович послушал, а потом подошёл ко мне и расцеловал в обе щёки. Оказалось, звуки волынки напомнили ему фестиваль в Эдинбурге (в 1964 году молодой Ростропович играл со знаменитым Рихтером. — «Житьё»). 

Восхищение мэтра не очень разделяло руководство интерната, считая, что Плотников лучше б табуретки с детьми делал, чем жалейки. 

— Я уволился оттуда. К тому времени у меня было штук 15 древнерусских инструментов, с которыми я ездил на разные фестивали — похвастаться. Ко мне очереди выстраивались из любопытствующих. И тут снова Инна дала мне совет — сделать музей. В последние годы меня приютил городской Дворец культуры, за что я руководству безмерно благодарен, — рассказывает Сергей. — Сейчас у меня около 70 экспонатов. Большинство моих рук дело.

Как звучат инструменты, сделанные Плотниковым, можно услышать не только в его музее, но и в… голливудском фильме.

— Я порой делаю инструменты на заказ. Один мой приятель Володя купил гудок, калюки и белгородский пищик (разновидность духового инструмента. — «Житьё»). И уехал в Америку. Там он подрабатывал звукорежиссёром в Голливуде и, видно, кому-то сыграл. Видели фильм «Орёл девятого легиона» про древних римлян? Если будете смотреть — там, когда показывают кельтов, звучат древнерусская калюка и белгородский пищик, — усмехается Сергей Иванович.

В общем, если захотите послушать, как звучала музыка веков пять назад и из каких инструментов извлекали эти звуки, — вы знаете, куда идти. Только, как соберётесь, позвоните по телефону 8-950-761-91-12.

КСТАТИ 

Самый древний инструмент, воссозданный в Музее забытой музыки, — кугиклы, разновидность флейты, состоящая из нескольких трубочек. Кугиклы были распространены на нашей территории ещё в эпоху палеолита и первоначально делались из костей.