«Вопрос о месте проживания решается самостоятельно»

Собственникам шести квартир в аварийном доме чиновники во избежание несчастного случая посоветовали покинуть свое жилье. Куда переселяться людям, в администрации не уточняют

09.04.2016 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Трехлетняя Лера еще не умеет читать, поэтому даже не понимает, какой важный документ прислали ей дяди из городской администрации. Дело в том, что в ноябре 2015 года дом, в котором вместе с родителями и старшей сестрой живет малышка, признали аварийным и подлежащим сносу. 

19 февраля на имя девочки, которая наряду со всеми членами семьи является собственницей почти 20-метровой квартиры, пришло предупреждение, которое гласило, что, так как дом признан аварийным, собственники должны снести его за свой счёт до 1 декабря 2019 года. 

— В связи с резким ухудшением технического состояния строительных конструкций дома (возможно обрушение кровли и кирпичной кладки наружной стены) во избежание несчастного случая вам необходимо принять меры к отселению из занимаемого жилого помещения, — говорится в документе, подписанном председателем жилищного комитета администрации города Тамбова Валерием ГОЛОЛОБОВЫМ.

Семья Леры в августе прошлого года осталась без крыши над головой. Знакомый её папы Александра П. предложил им за 780 тысяч рублей купить квартиру в доме № 34 по ул. Карла Маркса. Жильё площадью 19,8 квадратных метра, на которое пошли все сбережения семьи и маткапитал, в равных долях оформили на 43-летнего Александра, его супругу Оксану, 8-летнюю Дашу и 3-летнюю Валерию. 

— На момент совершения сделки, а было это в конце августа 2015 года, жилье не было признано аварийным, — рассказывает Александр. — Мы знали о том, что за несколько недель до покупки этой квартиры в дом приходила комиссия, которая оценивала его состояние, но решение о признании дома аварийным принято не было.

В однокомнатной квартире из благ цивилизации только газ, но Александра это не испугало. Мужчина — строитель по профессии, и он был уверен, со временем приведёт жильё в достойное состояние. Но после того как дом признали аварийным, получить разрешение на проведение строительных работ нельзя, да и ремонт может оказаться пустой тратой денег. Сейчас воду Александр набирает у колонки, которая находится возле дома. Эти походы, которых на дню приходится делать много раз, совсем не безопасны, как раз на этом участке со здания буквально съезжает крыша. Чтобы защитить пешеходов от падения кирпичей и кровли, установили деревянный забор, а мужчине приходится добывать для семьи воду, буквально рискуя жизнью. 

Спустя несколько месяцев такой жизни жена Александра Оксана, которая приехала в Россию больше девяти лет назад из Украины по программе переселения соотечественников, вместе с девочками собралась к себе на родину, в город Макеевку Донецкой области. 

– Представляете, какой парадокс: жена с детьми едет спасаться туда, где рядом идет война, — говорит Александр. — Но здесь жить невозможно, получается, что нас могут выгнать на улицу в любой момент. А там у Оксаны мама и есть двухкомнатная пустующая квартира со всеми удобствами. Отъезд — дело почти решенное... Но я очень люблю свою семью и не хочу с ней расставаться. 

В феврале 2016 года предупреждения о необходимости сноса и выселения получили все жители дома № 34. Четыре квартиры в доме муниципальные, то есть жильцы в них живут по договорам социального найма. Им в отличие от собственников жилья квартиры взамен имеющихся предоставляют, правда жильё временное и люди туда ехать отказываются. 

— Сейчас я живу с сыном в двухкомнатной квартире площадью 33 метра, туалет у меня есть, вода в доме, плита, газовое отопление, — рассказывает жительница квартиры № 7 Раиса Борисова. — А взамен нам дают общежитие на Моршанском шоссе, д. 12, 

кв. 5, две комнаты площадью по 11 метров. У меня болезнь мочевого пузыря, а там общая ванна и туалет. Конечно, меня всё это не устраивает. Такое жилье я даже смотреть не пошла, а женщине из жилкомитета посоветовала самой туда идти!

По словам Раисы Николаевны, письменный отказ от этих комнат она написала в ноябре прошлого года, но в марте этого года их опять предложили 73-летней пенсионерке.

Кстати, попытка расселить жильцов администрацией города предпринималась еще осенью 2015 года, когда организация «Стройтехэксперт» пришла к выводу, что конструкции второго этажа находятся в аварийном состоянии. Жильцам предложили для их же безопасности поселиться на ул. Железнодорожной, д. 22 и ул. Бригадной, д. 3. Выяснилось, что жилье на Бригадной при общем ужасном состоянии ещё и имеет печное отопление, а на Железнодорожной отсутствовали полы и двери. Несостоявшиеся переселенцы отправились в прокуратуру, которая полностью признала правоту людей и внесла главе администрации города Тамбова представление об устранении нарушений жилищного законодательства. Но попытки переселить жильцов в жилье, которое никак не назовешь благоустроенным, продолжаются. Вопрос же с собственниками, которые оказались заложниками непростой ситуации, вообще никак не решается. 

— Во избежание несчастного случая вы предупреждены о необходимости принять меры к отселению из принадлежащего вам помещения, — разъясняет собственникам жилья Валерий Гололобов. — Вопрос о месте проживания собственниками жилых помещений решается самостоятельно.

Куда деваться из единственного жилья, люди не знают и очень опасаются принудительного выселения или поджога.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТА

Обращайтесь в прокуратуру

В прокуратуре Тамбовской области жильцам дома № 34 по ул.К. Маркса посоветовали обратиться в районную прокуратуру, в данном случае это прокуратура Ленинского района города Тамбова, потому что в ситуации надо разбираться индивидуально. 

Юрист Герман СОЛОПОВ придерживается того же мнения и уверен, что без привлечения прокуратуры в данном случае не обойтись. 

– Предположу, что предупреждение — это не документ, как, например, постановление, и юридической силы он не имеет, — считает Герман Алексеевич. — Поэтому к рекомендации предпринять меры к отселению и относиться следует как к рекомендации. Другой вопрос, если здание действительно угрожает жизни людей и в том числе малолетних детей. Если муниципалитет ничего не делает, чтобы обеспечить безопасность жителей, в дело должны вмешаться контролирующие органы.

КСТАТИ

«Заключение о признании дома аварийным можно аннулировать»

Как пояснили «Житью» в администрации города Тамбова, уведомление жильцов-собственников о сносе аварийного дома обусловлено законом, а именно жилищным кодексом РФ.

— Жителям направляется требование о сносе дома в разумные сроки, в данном случае до 1 декабря 2019 года, — говорит первый заместитель главы администрации города Тамбова Михаил МАКАРОВ. — Кстати, собственники могут аннулировать заключение о признании дома аварийным, если проведут за счет собственных средств ремонт. В этом случае они смогут инициировать новое комиссионное обследование, которое в случае устранения дефектов примет положительное решение, и статус «аварийный» с жилья будет снят.

Принудительное выселение, объясняют в администрации, жильцам не грозит, но после предупреждения о том, что состояние дома угрожает их жизни и здоровью, муниципалитет ответственности за владельцев, проживающих в квартирах на праве собственности, не несет. Если в заявленный срок дом останется на месте, а жильцы из него не уедут, то, согласно п. 10 ст. 32 ЖК РФ, земельный участок под домом и жилые помещения в нём подлежат изъятию для муниципальных нужд. Это не относится к помещениям, которые и так принадлежат муниципалитету. Собственникам возмещается рыночная стоимость квартиры, общего домового имущества, а также убытки, которые понесёт человек в связи со сменой места жительства.