«Работы из металла — искусство, которое всегда с тобой»

В руках тамбовской художницы Яны Крахиной бесформенные куски металла превращаются в концептуальные фигурки и украшения

20.08.2016 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Гигантский паук, охраняющий часы, фигурки-оригами и браслет в форме ленты Мебиуса — это лишь малая часть большой коллекции работ 26-летней Яны Крахиной. Талантливая художница создала уже больше ста необычных скульптур, фигурок и украшений. Каждое изделие — не просто образ, застывший в металле, но и продуманная философская концепция.

Яна родилась и выросла в Тамбове. С самого детства она любила рисовать, и родители отдали 9-летнюю девочку в художественную школу. Правда, преподаватели отнеслись к ее творчеству без энтузиазма.

— Поначалу у меня были ужасные оценки, — вспоминает Яна. — Меня даже хотели выгнать из художки, считали, что у меня нет способностей. Я очень разозлилась и решила: не оставлю это просто так. Уже в следующем учебном году я рисовала лучше всех и в итоге прекрасно окончила школу. А к 15 годам решила, что точно стану художником. Я тогда увлеклась импрессионистами, много читала о Ван Гоге, Сезанне и поняла, что хочу быть свободным человеком, не связанным пятидневной рабочей неделей и подобными обязательствами.

Окончив школу, Яна отправилась в Москву поступать в художественное училище имени Калинина. Именно там состоялось ее знакомство с металлом и его обработкой, которое поначалу привело ее в ужас.

— Первым заданием было выпиливание по металлу лобзиком, а это очень трудоемкая работа, которая мне совершенно не понравилась, — рассказывает Яна. — Вообще, первые два года обучения были ужасными, потому что мы делали какие-то копии. А я уже тогда грезила концептуальным современным искусством и хотела создавать что-то свое! После училища думала, что уже никогда не буду работать с металлом, но сложилось иначе.

Окончив училище, Яна переехала в Петербург, где познакомилась с творчеством выпускников и преподавателей художественной академии имени барона Штиглица. Ранее учебное заведение носило имя Народного художника СССР Веры Мухиной, и до сих пор его в народе называют «Муха». Работы по металлу, которые создавались в стенах вуза, впечатлили ее настолько, что она пересмотрела свое отношение к этому виду искусства.

— В «Мухе» дают такую свободу в выражении себя, такой простор для творчества, что, когда я увидела эти работы концептуальной направленности, поняла, что дело было не в металле, а в школе, — говорит Яна Крахина. — На самом деле металл — такой пластичный материал, из него так удобно передавать объем, создавать все что угодно, не зацикливаясь на графике. В общем, я поступила в «Муху» на кафедру металла.

Первой работой Яны в стенах «Мухи» стала серебряная брошь. Процесс ее создания поглотил художницу полностью, и она наконец-то почувствовала, что нашла свое направление. Брошь была выполнена с помощью пропиловки лобзиком. За четыре года учебы Яна освоила множество других техник: диффовку, при которой мастер создает изделие путем выстукивания листа металла; гравировку, когда рисунок гравируется на металле с помощью специальных инструментов; гальванопластику — предмет помещают в емкость и под действием тока металл начинает распространяться по нему, создавая копию. Но самой любимой техникой для молодой художницы стало литье — создавая изделие таким образом, мастер сперва делает его из воска, а затем отливает в металле. Именно с помощью литья Яна сделала свою лучшую, на ее взгляд, работу — дипломную, под названием Etc (от латинского «и так далее»).

— Я прочитала массу литературы на тему пространства и времени и хотела отразить эту тему в своей дипломной работе, — говорит Яна. — В разных культурах эта тема воспринимается по-разному. Если на Западе существует прямолинейное восприятие мира, то в восточном понимании жизнь — это бесконечный цикл перерождений, из которого человек не может выбраться. Этот взгляд мне намного ближе, поэтому я взяла серебряный браслет и безжалостно запаяла в него золотой шарик! Кольцо браслета — это лента Мебиуса, она символизирует движение в бесконечности. Шарик обречен вечно крутиться внутри, не имея возможности выбраться из бесконечного цикла, так же как не может выбраться и человек.

Есть среди работ Яны Крахиной и другие, не менее концептуальные вещи. Например, гигантский паук, плетущий свою сеть вокруг циферблата со стрелками. Работа называется «Паутина времени», а паук стоит на страже быстро убегающих минут. Несколько работ художницы посвящены «живому в неживом» —
в серебряный кубик запаяна колючка, а в серьгах в виде креста растет дерево. Кстати, серьги, которые называются «Крест ангела», созданы по мотивам творчества Сальвадора Дали. Еще одна интересная серия работ выполнена в виде оригами. Металлические лисички, журавлики и кораблики выглядят так, как будто художница сложила их из листа бумаги. По признанию Яны, настоящей техникой оригами она так и не овладела, зато смогла отразить японское искусство в изделиях из металла. Другая серия работ выполнена в виде женской груди. Концепция появилась после того, как Яна стала мамой.

— У меня родился ребенок, и я ощутила значимость женской груди как сосуда. Я стала создавать различные сосуды бионической формы и даже сделала мужу в подарок запонки в виде женской груди. У меня есть целая серия таких брошей, которые, кстати, пользуются популярностью — многие просят сделать что-то подобное на заказ, и я с удовольствием откликаюсь. Вообще, я часто делаю украшения для знакомых и незнакомых людей. Даже рисовать стала меньше — мне интересно переводить мое творчество в материальные вещи, которые можно демонстрировать всем. Работы из металла — искусство, которое всегда с тобой. Или даже на тебе.

Работы Яны Крахиной уже оценили на множестве московских и санкт-петербургских выставок. Но она не собирается останавливаться на достигнутом — хотела бы лишь совершенствовать свое мастерство. Яна мечтает создавать дизайнерские предметы интерьера, а также украшения, которые участвовали бы в модельных показах. Кстати, она уже начала двигаться в этом направлении и в ближайшее время собирается отправиться со своими работами на выставку в итальянскую столицу моды Милан.

КСТАТИ

Сальвадор Дали — малоизвестный ювелирный гений

Не все знают, что гениальный Сальвадор Дали был еще и ювелиром. За свою жизнь он создал 39 эскизов, по которым ювелирный дом «Эртман и Алемани» выполнил 37 сюрреалистичных украшений. Дали тщательно прорабатывал все детали, от форм до материала и цвета, а затем лично отбирал материалы и камни и следил, как ювелир Карлос Алемани воплощает его проекты.

В числе ювелирных фантазий Сальвадора Дали «Космический слон», «Рубиновые губы», «Живой цветок», «Глаз времени», «Кровоточащий мир», «Крест ангела» и др. Самое известное из них — «Королевское сердце», созданное для жены Дали Галы, — выполнено из золота, инкрустировано 46 рубинами, 42 бриллиантами и 4 изумрудами. Подвижный центр украшения «бьется», как настоящее сердце!