«В куклах хранится мудрость предков»

Рассказовская мастерица возрождает традиционную тамбовскую игрушку

10.09.2016 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Наталья Максимова по образованию библиотекарь и журналист, а по призванию — настоящий исследователь. Уже пять лет она воссоздает традиционных тамбовских кукол. В ее коллекции несколько сот экземпляров, сделанных своими руками. И двух одинаковых в ней не найти — каждая кукла по-своему уникальна и не похожа на своих собратьев.

— У меня никогда не получаются одинаковые куклы, даже если материалы не отличаются, — говорит Наталья. — Одна может быть потолще, другая — наоборот, более миниатюрная, третья выходит веселой, четвертая грустной — у каждой куклы свой характер. Не знаю, от чего это зависит, они выходят такими сами по себе. Мне кажется, что в куклах есть какой-то секрет, тайна, в них хранится мудрость предков, ведь технологии их изготовления передаются из поколения в поколение с самых незапамятных времен.

Рукоделием Наталья увлеклась в самом раннем возрасте. Наблюдала за тем, как вяжет и вышивает мама, начала пробовать сама и быстро втянулась. Видимо, все дело в генах: все женщины в роду мастерицы считались искусными ткачихами. А прабабушка славилась тем, что может спрясть самую тонкую нить во всей деревне. Увлечение вышивкой и шитьем Наталья не оставляла никогда, а в 2010 году заинтересовалась тамбовской куклой.

— Моя дочь участвовала в конкурсе, одной из номинаций которого была «Традиционная кукла», — рассказывает мастерица. — Мы стали изучать с ней, как делаются такие куклы, и это подтолкнуло меня к творчеству. В 2011-м я попала на мастер-класс и стала общаться с умельцами по традиционной кукле. А когда прямо на моих глазах из какого-то подручного материала женщина за пару минут свернула куклу, я поняла, что мне это очень интересно.

Наталья начала тщательно изучать вопрос — читала книги, искала информацию в интернете. Знания сразу же применяла на практике. Самую первую куклу она хранит до сих пор с большой любовью. С другими своими первыми творениями умелица в 2011 году отправилась на международный фестиваль в Ивановке, где они быстро ушли в народ.

— Мне было даже неудобно показывать их людям, казалось, такие неказистые... — вспоминает мастерица. — Но, видно, было в них что-то душевное. Ко мне подходили люди, интересовались этими куклами, и я с удовольствием рассказывала о них и дарила. С фестиваля вернулась окрыленная и за следующий месяц сделала порядка 200 — 300 новых кукол.

Со своими куклами Наталья объездила уже несколько десятков фестивалей, конкурсов и всевозможных мастер-классов — в Чебоксарах, Саранске, Курске, Москве, Санкт-Петербурге и многих других городах. Из каждой поездки Наталья привозила новые знания о традиционных куклах разных регионов, но этих знаний и информации из книг и интернета талантливой мастерице было недостаточно. Тогда она решила обратиться к первоисточникам.

— Я стала ходить в гости к бабушкам и просить их рассказать о том, в какие куклы они играли в детстве, — рассказывает женщина. — Это оказался очень длительный и сложный процесс, ведь человек может тебя просто не пустить в дом. Или сказать, что ничего не помнит. Но иногда мне везет, бабушки делятся своими воспоминаниями, и тогда мы вместе реконструируем кукол их детства. Получаются уникальные экземпляры.

Среди таких вот «уникумов» — куклы из кукурузных початков, на деревянном каркасе, традиционные куклы-мешочки и даже образцы, созданные с использованием тыкв и яблок. Восстановлением кукол по рассказам местных бабушек Наталья занимается очень тщательно. Важна каждая мелочь, каждая деталь, начиная от вида ткани и ее цветов и заканчивая тем, из чего будут сделаны волосы. Если удается добиться абсолютного совпадения, кукла считается этнографической.

— Я пришла к одной бабушке, с которой мы договорились воссоздать куклу ее детства, и принесла с собой разные ткани, — рассказывает Наталья. — Она их тут же забраковала и сказала, что они должны быть домотканными. Я ответила, мол, где же их теперь найдешь. Тогда бабушка достала небольшой кусочек откуда-то из своих запасов. Из него в итоге мы и сделали куклу — образ мамы этой бабушки. Одели ее в черную юбку, которую мама всегда носила по праздникам, на голову — платок, щеки натерли свеклой для румянца.

Есть в коллекции у Натальи и кукла на санях, и малыш на деревянной лошадке, и целая свадьба из кукурузных початков. Помимо игровых кукол есть также куклы-обереги, тряпичные птички, приносящие счастье, и даже куколки-малышки размером всего в несколько сантиметров. Наталья планирует выпустить набор открыток со своими куклами, чтобы любой желающий мог узнать поподробнее о каждой из них, а в будущем мечтает издать книгу о традиционной тамбовской игрушке.

КСТАТИ

Куклы обычно были безликими

По одной из технологий традиционную тамбовскую куклу делали из ткани. Прямоугольные кусочки скручивали по часовой стрелке и перевязывали нитками. По словам Натальи, ей всегда было удобнее скручивать кукол на коленях, чем за столом. Она делала это абсолютно интуитивно, а потом узнала, что куклы именно так и делались. Считалось, что колени — личное женское пространство, и скручивая на них куклу, женщина, передает частичку своей души. По другой технологии для создания куклы сшивали мешочек и набивали его тканью. После игрушка обретала руки, а иногда и ноги. А вот глаз, носа и рта у кукол, как правило, не было. Считалось, если у куклы есть лицо, она обретает человеческие черты. А с некрасивым лицом и вовсе может стать злой и накликать беду.